Перспективный план преодоления ФФН
Задачи
|
Практический материал
|
Сроки проведения
|
а) Формирование звукопроизношения:
-воспитание речевого внимания;
- формирование у детей правильной артикуляции для коррекции дефектных звуков;
- воспитание самоконтроля за правильностью произношения поставленных звуков;
- выработка дикции и интонационной выразительности речи;
- постановка, автоматизация и дифференциация звуков:
- свистящие и шипящие (автоматизация в слогах, словах и фразах);
- шипящих и сонорных звуков Л-ЛЬ в слогах, словах и предложениях;
- постановка и автоматизация звуков Р-РЬ в слогах и словах;
- автоматизация звуков Р-РЬ во фразах и текстах;
- дифференциация звуков Л-Р, ЛЬ-РЬ.
|
-аудиозаписи;
- дид. лягушка, наборы фотографий, - д/и «Сказка в весёлом язычке»,
-альбомы Резниченко Т.С. «Говори правильно», Новоторцева Н.В. «Рабочие тетради по развитию речи»;
- карточки для дом. заданий;
- д/и «Рыболов», «Чудесный мешочек»
«Лог. лото»,
- Логопедические тетради.
|
-в течение года
- 1 период
- 2 период
- 3 период
|
б) Работа над слоговой структурой слова:
- работа над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (фонтан, стакан);
- работа над трехсложными словами с закрытым слогом (утёнок, молоток);
-работа над трехсложным слогом со стечением согласных (аптека, абрикос, будильник).
- работа над трехсложным словом со стечением согласных (градусник, крокодил, будильник).
- работа над четырех и более сложными словами (строительство, милиционер, сковородка…)
-отработка скороговорок и чистоговорок.
|
- наборы раздаточного материала для составления схем слов;
- таблицы;
-иллюстрации;
-д/и «Пропкоград».
|
- I период
- II период
- III период
|
в) Лексика:
- уточнение и расширение представлений детей об окружающих предметах и их назначении, их существенных признаках, материалах из которых они сделаны;
- сравнение, группировка и классификация предметов;
- в процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов фиксирование внимания детей на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении.
Изучение лексических тем:
- «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Осень»;
- «Деревья», «Грибы», «Откуда хлеб пришёл?», «Перелётные птицы»;
- «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Зима»;
- «Зимующие птицы», «Транспорт», «Человек. Части тела», «Новый год»;
- «Домашние Животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран»;
- «Животные Севера», «Профессии мужчин», «Защитники Отечества», «Профессии женщин»;
- «Мамин праздник», «Наша Родина – Россия», «Наша столица – Москва», «Наш край – Забайкалье»;
- «Комнатные растения», «Космос», «Времена года. Весна», «Рыбы»;
- «Правила дорожного движения», «Труд людей весной», «Скоро в школу», «Лето. Насекомые».
|
- папки с наборами предметных и сюжетных картинок;
- трафареты;
- набор картинного материала из серии «Я – человек»;
- рабочие тетради «Окружающий мир»;
- рабочие тетради по формированию лексико-грамматического строя речи» на каждого ребёнка;
- н/п игы «Развиваем речь», «Времена года»; «Зоологичес-кое лото»;
- набор для фланелеграфа «Времена года»;
- д/и «Ателье»;
- настольные игры «Супермаркет»,
«Транспорт».
|
В течение года
-сентябрь
-октябрь
-ноябрь
-декабрь
-январь
-февраль
-март
-апрель
-май
|
г) Развитие грамматического строя речи.
1 квартал:
- воспитание самоконтроля за правильностью употребления в своей речи форм единственного и множественного числа имен существительных в именительном и родительном падежах;
- упражнение в употреблении предлогов: ЗА, ПЕРЕД, ИЗ-ЗА;
- обучение правильному употреблению в речи глагола ХОТЕТЬ;
- упражнение в построении предложений с союзом ЧТОБЫ;
2 квартал:
- упражнение в употреблении предлогов: МЕЖДУ, ПОД, ИЗ-ПОД;
- упражнение в словообразовании суффиксальным способом (лыжник, скрипач, печник, сахарница…);
- упражнение в использовании притяжательных прилагательных (беличья, тигриная…).
- обучение правильному использованию в речи глагола КЛАСТЬ;
- упражнение в построении предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО;
- обучение восстановлению деформированного предложения (по опорным словам);
3 квартал:
- воспитание самоконтроля за правильностью согласования в своей речи числительных с существительными, умения правильно строить предложения с предлогами;
- обучение правильному употреблению в речи глагола ТЕРЕТЬ;
- упражнение в спряжении глаголов настоящего и прошедшего времени;
- обучение словообразованию способом словосложения (самолёт, мухомор…), приставочным способом
(прилететь, улететь …).
|
-д/и «Один – много»;
-дид. пособие «Грамматика для дошкольников»
- д/и «Где кубик?»;
-Д/и «Ромашка»
- схемы предложений
- Дид. пособие «Составление предложений с предлогами»;
-картинки по теме «Профессии»;
- н/печ. игра «Словообразование»;
-д/и «Чей хвост? Чья голова?»;
-Левчук «Грамматика в сказках»;
-составление схем предложений;
- И.С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упр.»
-д/и «1 – 2 – 5»
-д/и «Ромашка»
-д/у «Исправь предложение»
- д/у «Дополни предложение»
- Г. Ванюхина «Речецветик»;
|
-сентябрь
-октябрь
-ноябрь
-декабрь
-январь
-февраль
-март
-апрель
май
|
д) Развитие связной речи:
- обучение умению задавать вопросы и отвечать полным ответом;
- обучение умению пересказывать тексты по предложенному образцу, плану, схеме, по началу…, составлять рассказы-описания и загадки-описания с опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки, натуральные предметы;
- продолжение обучения детей умению составлять рассказы по серии сюжетных картинок, творческие рассказы;
- обучение детей умению выразительно рассказывать стихи из 3-4 четверостиший.
- обучение детей умению понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать об этом.
|
-д/и «Составь рассказ по схеме»;
-таблицы картинного материала их серии «Я – человек»;
-серии сюжетных картинок из дид. мат. Каше Г.А.;
- д/п «Составление рассказов по опор-ным картинкам»;
-маски эмоций;
|
-сентябрь
-октябрь
-ноябрь
-декабрь
-январь
-февраль
-март
-апрель
-май
|
е) Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза.
1 квартал: упражнять в выделении начальных гласных в словах;
- в выделении согласных из ряда звуков;
- в выделении конечных согласных в словах;
- анализ и синтез обратных слогов типа АТ, УП, прямых слогов, типа ТА, МИ;
- дать представление о гласных и согласных, о твердых и мягких, о звонких и глухих звуках;
- звуковой анализ слов, типа МАК, ОСЫ и составление схем слов;
- дать представление о гласных, как о слогообразующих звуках;
2 квартал:
- упражнять в делении слов на слоги;
- ввести понятие «слог», «слово», «предложение»;
- звуковой анализ слов, типа КИТ, ЛОСЬ;
- упражнять в подборе слов на заданный звук;
- упражнять в анализе и составлении схем предложений без предлогов.
- выделение и дифференциация звуков: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, С-Ш, З-Ж, Ш-Ж;
- обучение звукобуквенному анализу и синтезу слов, типа: КИНО, СТОЛ, КУКЛА;
- упражнение в преобразовании слов путем замены одного звука другим;
- упражнение в анализе предложений без предлогов и составлении схем предложений;
3 квартал:
- выделение и дифференциация звуков: Ц-Ч, Ч-ТЬ, Р-Л, РЬ-Л;
- звукобуквенный анализ и синтез слов, типа: БУМАГА, КАРТИНА;
- упражнение в преобразовании слов путем наращивания и отнимания звуков и букв;
- упражнение в анализе предложений с предлогами и составлении схем предложений.
|
-д\и «Светофор»;
-д/и «Птички»;
-д/и «Пирамида»;
-слоговые линейки;
-сюж/рол. игра «Звукоград»;
-д/и «Пробкоград»;
-звуковые линейки
-пакеты для звукового анализа;
-И.С. Лопухина «Логопедия.550 занимат. упр.»;
- составление схем предложений;
-д/и «Звуковые дорожки»;
- д/и «Сплети солнышку венок»;
-Г. Ванюхина «Речецветик»;
- пакеты со схемами предложений
|
-сентябрь
-октябрь
-ноябрь
-декабрь
-январь
-февраль
-март
-апрель
-май
|
ж) Обучение грамоте:
1 период:
- знакомство с буквами: У, А, И, Т, П, К, М, О, Ы, С ;
- обучение чтению обратных и прямых слогов, слов, типа: СУП, МАК;
- подготовка руки к письму;
- печатание в тетради и выкладывание букв, слогов и слов;
2 период:
- знакомство с буквами: Н, Я, З, Х, Б,Ю В, Д, Э, Г, Ш, Е, Л, Ж, Ё, Р, Й;
- постепенное овладение послоговым чтением слов типа: САНИ, ОКНО, ПОЛКА и коротких предложений;
- знакомство детей с правилами написания предложений;
- печатание в тетради и выкладывание букв и слов;
- упражнение детей в делении слов на слоги, знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков;
- знакомство с правилом написания орфограмм: ШИ-ЖИ;
3 период:
-знакомство с буквами: Ь,Ч, Ю, Ц,Ф, Щ, Ъ;
- совершенствование техники чтения слов, типа: ФАРТУК, КАРМАН и небольших предложений и текстов;
- формирование навыка списывания с образца;
- знакомство с правилом написания орфограмм: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
- воспитание любви к чтению книг, аккуратному обращению с ними.
|
- «Букварик» 1 часть
- дид.пособие «Окошечки»,
- тренажёр «Павлин»;
- выгибание букв из проволоки,
- выкладывание из спичек, рисование на песке, на снегу, по клеткам;
- кассы букв на каждого ребёнка;
-д/п «Угадай букву на ощупь»;
- «Букварик» 2 часть
- таблицы с разным шрифтом букв;
- таблицы на все буквы (слоги, слова, предложения, короткие тексты);
- д/и «Прочти слово и проверь себя»;
- д/и «Найди несколько букв в одной»;
- д/и «Читайка на шариках».
|
-сентябрь
-октябрь
-ноябрь
-декабрь
-январь
-февраль
-март
-апрель
-май
|
Перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР I уровня
Период
|
Основное содержание работы
|
I
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
|
Развитие понимания речи
Учить детей находить предметы, игрушки.
Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Учить понимать слова обобщающего значения.
Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто? куда? откуда? с кем?. Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).
Учить детей называть имена друзей, кукол.
Учить подражанию:
- голосам животных;
- звукам окружающего мира;
- звукам музыкальных инструментов.
Развитие внимания, памяти, мышления
Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).
Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.
Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).
Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).
Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя),
Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.
Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.
|
II
Январь, февраль,
март,
апрель,
май,
июнь
|
Развитие понимания речи
Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба.
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей отдавать приказания: на, ада, дай.
Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
Учить детей составлять предложения по модели: обращение 4- глагол повелительного наклонения: Тата, спи.
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).
Развитие внимания, памяти, мышления
Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.
Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки.
Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).
Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).
Учить определять лишний предмет из представленного ряда:
- 3 красных кубика и 1 синий;
- кукла, клоун, Буратино — шапка;
- шуба, пальто, плащ — шкаф;
- красная машина, красная лодка, красный паро
ход — желтая машина.
Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.
Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.
Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары»)
|
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда»,
«Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
- обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мои, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
- отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР II уровня
Период
|
Основное содержание работы
|
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
|
Развитие понимания речи
Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.
Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.
Формировать понимание обобщающего значение слов.
Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.
Активизация речевой деятельности и
развитие лексико-грамматических средств языка
Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).
Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).
Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.
Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.
Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).
Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.
Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!).
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).
Развитие самостоятельной фразовой речи
Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»
Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.
Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).
Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?).
Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.
Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).
Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).
Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Игрушки»,
«Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и т. д.
|
II
Январь, февраль,
март,
апрель,
май, начало
июня
|
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).
Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).
Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).
Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).
Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).
Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Закрепить в самостоятельной речи детей начальные навыки согласова-ния прилагательных с существительными.
Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много и т. п.).
Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).
Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).
Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы).
Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море).
Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб).
Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.
Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).
Развитие самостоятельной фразовой речи
Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?» «Кто? Что делает? Чем?».
Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют, Вова взял мишку и мяч.).
Заучивать короткие двустишия и потешки.
Закрепить навыки ведения диалога: умения кратно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?)
Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).
Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.
Развитие произносительной стороны речи
Учить детей различать речевые и неречевые звуки.
Учить детей определять источник звука.
Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.
Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.
Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).
Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.
Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
Формировать звуко-слоговую структуру слова.
Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.
Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).
Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та—кта, по—пто).
Лексические темы: «Игры и развлечения детей зимой», «Рождество», «Крещенье», «Святки»; «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Транспорт», «Профессии», «Лето» и др.
|
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
- узнавать по словесному описанию знакомые предметы]
- сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
- фонетически правильно оформлять согласные звуки
([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
- правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
- общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
Перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР III уровня
Период
|
Основное содержание работы
|
I
Сентябрь,
октябрь,
ноябрь
|
Развитие лексико-грамматических средств языка
Учить детей вслушиваться в обращенную речь.
Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).
Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).
Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-).
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:
- существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот,
молоко)», «читает книгу (газету)»;
- существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама
режет хлеб ножом».
Формировать навык составления короткого рассказа.
Формирование произносительной стороны
Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [л], [л'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б']. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [л'], [j], |ы], [с], [с'], [з], [з'], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.
Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь» «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки» «Осень», «Овощи-фрукты».
|
II
Декабрь,
январь,
февраль,
март
|
Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.
Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный.»), растений («дубовый», «березовый»), различным материала («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).
Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросе «Какой? Какая? Какое?», обращать внимание на
соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
Закреплять навык согласования прилагателых с существительными в роде, числе.
Упражнять в составлении сначала двух, а затем и трех форм одних и тех же глаголов («лежи» -«лежит» — «лежу»).
Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».
Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).
Расширять навык построения разных типов предложений.
Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.
Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.
Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».
Формирование произносительной стороны речи
Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.
Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж], [р], [л'].
|
III
Апрель, май, июнь
|
Формирование лексико-грамматических средств языка
Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок,. Передающих различные оттенки действий («выехал» - «подъехал» - «въехал» - «съехал» и т.п.).
Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов, -ин, -ев, -ан, –ян).
Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»);
прилагательные с испотльзованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- - -оньк-.
Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» - «злой», «высокий» - «низкий» и т.п.).
Уточнять значение обобщающих слов.
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
Формировать навыки согласования прилагательных
с существительными в роде, числе, падеже:
• с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового»);
• с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю».). Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом,
от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами.
Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.
Учить составлять разные типы предложений:
• простые распространенные из 5 — 7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;
• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!...).
Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» - «встретился с братом», «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мала сварила суп»).
Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»).
Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.
Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).
Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).
Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.
Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем),
Формирование произносительной стороны речи
Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] - [з], [р] - [л], [ы] - [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.
Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л'], [т] — [т']), по месту образования ([с] — [ш]).
|
В итоге логопедической работы дети должны научиться
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменышительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений);
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
|