Перспективный план работы с детьми
08.07.2015, 22:54

Перспективный план преодоления ФФН

 

Задачи

Практический материал

Сроки проведения

а) Формирование звукопроизношения:

-воспитание речевого внимания;

- формирование у детей правильной артикуляции для коррекции дефектных звуков;

- воспитание самоконтроля за правильностью произношения поставленных звуков;

- выработка дикции и интонационной выразительности речи;

- постановка, автоматизация и дифференциация звуков:

  • свистящие и шипящие (автоматизация в слогах, словах и фразах);
  •  шипящих и сонорных звуков Л-ЛЬ в  слогах, словах и предложениях;
  • постановка и автоматизация звуков Р-РЬ в слогах и словах;
  • автоматизация звуков Р-РЬ во фразах и текстах;
  • дифференциация звуков Л-Р, ЛЬ-РЬ.

 

 

-аудиозаписи;

- дид. лягушка, наборы фотографий, - д/и «Сказка в весёлом язычке»,

-альбомы Резниченко Т.С. «Говори правильно», Новоторцева Н.В. «Рабочие тетради по развитию речи»;

- карточки для дом. заданий;

 - д/и «Рыболов», «Чудесный мешочек»

«Лог. лото»,

- Логопедические тетради.

 

-в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 1 период

 

- 2 период

 

- 3 период

б) Работа над слоговой структурой слова:

- работа над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (фонтан, стакан);

- работа над трехсложными словами с закрытым слогом (утёнок, молоток);

-работа над трехсложным слогом со стечением согласных (аптека, абрикос, будильник).

- работа над трехсложным словом со стечением согласных (градусник, крокодил, будильник).

- работа над четырех и более сложными словами (строительство, милиционер, сковородка…)

-отработка скороговорок и чистоговорок.

- наборы раздаточного материала для составления схем слов;

- таблицы;

-иллюстрации;

-д/и «Пропкоград».

 

- I период

 

 

 

 

- II период

 

 

 

 

 

- III период

в) Лексика:

- уточнение и расширение представлений детей об окружающих предметах и их назначении, их существенных признаках, материалах из которых они сделаны;

- сравнение, группировка и  классификация предметов;

- в процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов фиксирование внимания детей на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении.

           Изучение лексических тем:

- «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Осень»;

- «Деревья», «Грибы», «Откуда хлеб пришёл?», «Перелётные птицы»;

- «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Зима»;

- «Зимующие птицы», «Транспорт», «Человек. Части тела», «Новый год»;

- «Домашние Животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран»;

- «Животные Севера», «Профессии мужчин», «Защитники Отечества», «Профессии женщин»;

- «Мамин праздник», «Наша Родина – Россия», «Наша столица – Москва», «Наш край – Забайкалье»;

- «Комнатные растения», «Космос»,  «Времена года. Весна», «Рыбы»;

- «Правила дорожного движения», «Труд людей весной», «Скоро в школу», «Лето. Насекомые».

 

 

-  папки с наборами предметных и сюжетных картинок;

-  трафареты;

-   набор картинного материала из серии «Я – человек»;

-  рабочие тетради «Окружающий мир»;

- рабочие тетради по формированию лексико-грамматического строя речи» на каждого ребёнка;

- н/п игы «Развиваем речь», «Времена года»; «Зоологичес-кое лото»;

- набор для фланелеграфа «Времена года»;

- д/и «Ателье»;

- настольные игры «Супермаркет»,

«Транспорт». 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-сентябрь

-октябрь

 

-ноябрь

-декабрь

 

-январь

 

-февраль

 

 

-март

 

 

-апрель

 

-май

г) Развитие грамматического строя речи.

1 квартал:

- воспитание самоконтроля за  правильностью употребления в своей речи форм единственного и множественного числа имен существительных в именительном и родительном падежах;

- упражнение в употреблении предлогов: ЗА, ПЕРЕД, ИЗ-ЗА;

- обучение  правильному употреблению в речи глагола ХОТЕТЬ;

- упражнение в построении предложений с союзом  ЧТОБЫ;

2 квартал:

- упражнение в употреблении предлогов: МЕЖДУ, ПОД, ИЗ-ПОД;

- упражнение в словообразовании суффиксальным способом (лыжник, скрипач, печник, сахарница…);

- упражнение в использовании притяжательных прилагательных (беличья, тигриная…).

- обучение правильному использованию в речи глагола КЛАСТЬ;

- упражнение в построении предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО;

- обучение восстановлению деформированного предложения (по опорным словам);

3 квартал:

- воспитание самоконтроля за правильностью согласования в своей речи числительных с существительными, умения правильно строить предложения с предлогами;

- обучение  правильному употреблению в речи глагола ТЕРЕТЬ;

- упражнение в спряжении глаголов настоящего и прошедшего времени;

- обучение словообразованию способом словосложения (самолёт, мухомор…), приставочным способом

(прилететь, улететь …).

 

-д/и «Один – много»;

-дид. пособие «Грамматика для дошкольников»

 

 

- д/и «Где кубик?»;

-Д/и «Ромашка»

 

- схемы предложений

 

 

 

- Дид. пособие «Составление предложений с предлогами»;

-картинки по теме «Профессии»;

- н/печ. игра «Словообразование»;

-д/и «Чей хвост? Чья голова?»;

-Левчук «Грамматика в сказках»;

-составление схем предложений;

 

 

- И.С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упр.»

-д/и «1 – 2 – 5»

-д/и «Ромашка»

-д/у «Исправь предложение»

- д/у «Дополни предложение»

- Г. Ванюхина «Речецветик»;

 

 

-сентябрь

 

 

 

 

 

-октябрь

 

 

 

-ноябрь

 

 

-декабрь

 

 

 

 

-январь

 

 

 

 

-февраль

 

 

 

 

 

-март

 

 

 

 

-апрель

 

 

 

май

д) Развитие связной речи:

- обучение умению задавать вопросы и отвечать полным ответом;

- обучение умению  пересказывать тексты по предложенному образцу, плану, схеме, по началу…,  составлять рассказы-описания и загадки-описания с опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки, натуральные предметы;

- продолжение обучения детей умению составлять рассказы по серии сюжетных картинок, творческие рассказы;

- обучение детей умению выразительно рассказывать стихи из 3-4 четверостиший.

- обучение детей умению понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать об этом.

 

-д/и «Составь рассказ по схеме»;

-таблицы картинного материала их серии «Я – человек»;

-серии сюжетных картинок из дид. мат. Каше Г.А.;

- д/п «Составление рассказов по опор-ным картинкам»;

-маски эмоций;

 

 

-сентябрь

-октябрь

 

-ноябрь

-декабрь

 

 

 

 

-январь

-февраль

 

-март

-апрель

-май

е) Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза.

1 квартал: упражнять в выделении начальных гласных в словах;

- в выделении согласных из ряда звуков;

- в выделении конечных согласных в словах;

- анализ и синтез обратных слогов типа АТ, УП,  прямых слогов, типа ТА, МИ;

- дать представление о гласных и согласных, о твердых и мягких, о звонких и глухих звуках;

- звуковой анализ слов, типа МАК, ОСЫ и составление схем слов;

- дать представление о гласных, как о слогообразующих звуках;

2 квартал:

- упражнять в делении слов на слоги;

- ввести понятие «слог», «слово», «предложение»;

- звуковой анализ слов, типа КИТ, ЛОСЬ;

- упражнять в подборе слов на заданный звук;

- упражнять в анализе и составлении схем предложений без предлогов.

- выделение и дифференциация звуков: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, С-Ш, З-Ж, Ш-Ж;

- обучение звукобуквенному анализу и синтезу слов, типа: КИНО, СТОЛ, КУКЛА;

- упражнение в преобразовании слов путем замены одного звука другим;

- упражнение в анализе предложений без предлогов и составлении схем предложений;

3 квартал:

- выделение и дифференциация звуков: Ц-Ч, Ч-ТЬ, Р-Л, РЬ-Л;

- звукобуквенный анализ и синтез слов, типа: БУМАГА, КАРТИНА;

- упражнение в преобразовании слов путем наращивания и отнимания звуков и букв;

- упражнение в анализе предложений с предлогами и составлении схем предложений.

 

 

 

-д\и «Светофор»;

 

-д/и «Птички»;

 

-д/и «Пирамида»;

-слоговые линейки;

-сюж/рол. игра «Звукоград»;

-д/и «Пробкоград»;

-звуковые линейки

 

 

 

 

-пакеты для звукового анализа;

-И.С. Лопухина «Логопедия.550 занимат. упр.»;

- составление схем предложений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-д/и «Звуковые дорожки»;

- д/и «Сплети солнышку венок»;

-Г. Ванюхина «Речецветик»;

- пакеты со схемами предложений

 

 

 

-сентябрь

 

 

 

 

 

 

-октябрь

 

 

 

 

 

 

-ноябрь

 

 

 

-декабрь

 

 

-январь

 

 

-февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

-март

 

 

-апрель

 

 

-май

 

 

ж) Обучение грамоте:

1 период:

- знакомство с буквами: У, А, И, Т, П, К, М, О, Ы, С ;

- обучение чтению обратных и прямых слогов, слов, типа: СУП, МАК;

- подготовка руки к письму;

- печатание в тетради и выкладывание букв, слогов и слов;

 

2 период:

- знакомство с буквами: Н, Я, З, Х, Б,Ю В, Д, Э, Г, Ш, Е, Л, Ж, Ё, Р, Й;

- постепенное овладение послоговым чтением слов типа: САНИ, ОКНО, ПОЛКА и коротких предложений;

- знакомство детей с правилами написания предложений;

- печатание в тетради и выкладывание букв и слов;

- упражнение детей в делении  слов на слоги, знакомство  со  слогообразующей ролью гласных звуков;

- знакомство с правилом написания орфограмм: ШИ-ЖИ;

3 период:

-знакомство с буквами: Ь,Ч, Ю, Ц,Ф, Щ, Ъ;

- совершенствование техники чтения слов, типа: ФАРТУК, КАРМАН и небольших предложений и текстов;

- формирование навыка списывания с образца;

- знакомство с правилом написания орфограмм: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;

- воспитание любви к чтению книг, аккуратному обращению с ними.

 

 

- «Букварик» 1 часть

 

- дид.пособие «Окошечки»,

- тренажёр «Павлин»;

- выгибание букв из проволоки,

- выкладывание из спичек, рисование на песке, на снегу, по клеткам;

- кассы букв на каждого ребёнка;

-д/п «Угадай букву на ощупь»;

- «Букварик» 2 часть

- таблицы с разным шрифтом букв;

- таблицы на все буквы (слоги, слова, предложения, короткие тексты);

- д/и «Прочти слово и проверь себя»;

- д/и «Найди несколько букв в одной»;

- д/и «Читайка на шариках».

 

 

-сентябрь

-октябрь

-ноябрь

 

 

 

 

 

-декабрь

-январь

-февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-март

-апрель

-май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР I уровня

 

 

Период

 

 

 Основное содержание работы

      I

Сентябрь, октябрь,                 ноябрь,                 декабрь

 

Развитие понимания речи

Учить детей находить предметы, игрушки.

Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

Учить понимать слова обобщающего значения.

Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой быто­вой или игровой ситуацией.

Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто? куда? откуда? с кем?. Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

 

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).

Учить детей называть имена друзей, кукол.

Учить подражанию:

  • голосам животных;
  • звукам окружающего мира;
  • звукам музыкальных инструментов.

 

Развитие внимания, памяти, мышления

Учить детей запоминать и выбирать из ряда пред­ложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).

Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.

Учить запоминать и раскладывать игрушки в про­извольной последовательности (в рамках одной тематики).

Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).

Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя),

Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.

Учить находить предмет по его контурному изо­бражению. Учить узнавать предмет по одной его детали.

 

     II

Январь, февраль,

март,

апрель,

май,

июнь

 

Развитие понимания речи

Учить понимать категории рода глаголов прошед­шего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

Учить детей отгадывать предметы, игрушки, живот­ных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать нож, шить игла, наливать суп половник).

Учить определять причинно-следственные связи (снег санки, коньки, снежная баба.

 

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить детей отдавать приказания: на, ада, дай.

Учить детей указывать на определенные предме­ты: вот, это, тут.

Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.

Учить детей составлять предложения по модели: обращение 4- глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

Учить преобразовывать глаголы повелительного на­клонения в глаголы настоящего времени единствен­ного числа 3-го лица (спи спит, иди идет).

 

Развитие внимания, памяти, мышления

Учить детей запоминать игрушки (предметы, кар­тинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последо­вательности: шарик, машина, шапка; мяч, лож­ка, карандаш.

Учить запоминать и подбирать картинки, подхо­дящие по смыслу: дождь зонт, снег коньки.

Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые куби­ки и т. д.).

Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).

 Учить определять лишний предмет из представ­ленного ряда:

  • 3 красных кубика и 1 синий;
  • кукла, клоун, Буратино — шапка;
  • шуба, пальто, плащ — шкаф;
  • красная машина, красная лодка, красный паро­
    ход — желтая машина.

Учить детей складывать картинки из двух, четы­рех частей.

Учить подбирать кубики разной формы в соответ­ствии с прорезями на крышке коробки.

Учить отгадывать загадки с ориентацией на опор­ные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары»)

 

 

 

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изучен­ными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда»,
    «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
  • называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, гла­за, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
  • обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мои, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и  эмоционально-аффективные со­стояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
  • выражать желания с помощью простых просьб, обра­щений;
  • отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР II уровня

 

 

Период

 

 

 Основное содержание работы

Сентябрь, октябрь,              ноябрь,              декабрь

 

 

Развитие понимания речи

Развивать у детей умение вслушиваться в обра­щенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

Формировать понимание обобщающего значение слов.

Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

 

Активизация речевой деятельности и

развитие лексико-грамматических средств языка

Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).

Учить детей первоначальным навыкам словооб­разования: учить образовывать существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).

Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.

Учить навыку использования в речи качествен­ных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).

Учить навыку использования в речи притяжа­тельных прилагательных мужского и женского рода «мой моя» и их согласованию с существительными.

Закреплять навык составления простых предло­жений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!).

 

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклоне­ния (Миша идет. Вова стоит).

 

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»

Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адек­ватно ответить на заданный вопрос, переадресо­вать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).

Учить самостоятельному формулированию вопро­сов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?).

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.

Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).

Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Игрушки»,
«Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и т. д.

 

     II

Январь, февраль,

март,

апрель,

май, начало

июня

Активизация речевой деятельности                                                            и развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).    

Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).

Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых пред­логов (на, в, под).

Учить понимать и использовать в самостоятель­ной речи некоторые наиболее часто употребляе­мые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).

Продолжать развивать навыки употребления су­ществительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Закрепить в самостоятельной речи детей начальные навыки согласова-ния прилагательных с существительными.

Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много и т. п.).

Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

 

Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).

Учить называть части предмета для определения целого (спинка стул, ветки дерево, стрелки часы).

Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки зима, корабль — море).

Учить подбирать существительные к названию действия (кататься велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб).

Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

 

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?» «Кто? Что делает? Чем?».

Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют, Вова взял мишку и мяч.).

Заучивать короткие двустишия и потешки.

Закрепить навыки ведения диалога: умения кратно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?)

Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех про­стых предложений (по картинному и вопросному плану).

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

 

Развитие произносительной стороны речи

Учить детей различать речевые и неречевые звуки.

Учить детей определять источник звука.

Учить дифференцировать звуки, далекие и близ­кие по звучанию.

Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

Вызывать отсутствующие звуки (раннего и сред­него онтогенеза).

Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

Учить детей отхлопывать предложенный логопе­дом ритмический рисунок слов.

Формировать звуко-слоговую структуру слова.

Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.

 

Учить детей запоминать и проговаривать сочета­ния однородных слогов, например: «па па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоя­щих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и глас­ных звуков (па-то-ку).

Учить воспроизводить слоги со стечением соглас­ных (такта, попто).

Лексические темы: «Игры и развлечения детей зимой», «Рождество», «Крещенье», «Святки»; «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Транспорт», «Профессии», «Лето» и др.

 

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
  • узнавать по словесному описанию знакомые предметы]
  • сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
  • понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
  • фонетически правильно оформлять согласные звуки
    ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
  • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
  • общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР III уровня

 

Период

 

 

 Основное содержание работы

I

Сентябрь,

октябрь,

ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Учить детей преобразовывать глаголы повелитель­ного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настояще­го времени (спи — спит, спят, спали, спала).

Расширять возможности пользоваться диалогиче­ской формой речи.

Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и жен­ского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными един­ственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настояще­го и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

Учить детей некоторым способам словообразова­ния: с использованием существительных с умень­шительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-).

 

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации дейст­вий, по картинке, по моделям:

  • существительное им. п. + согласованный гла­гол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот,
    молоко)», «читает книгу (газету)»;
  • существительное им. п. + согласованный гла­гол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама
    режет хлеб ножом».

Формировать навык составления короткого рассказа.

 

Формирование произносительной стороны

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [л], [л'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б']. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [л'], [j], |ы], [с], [с'], [з], [з'], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

 

Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь» «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки» «Осень», «Овощи-фрукты».

II

Декабрь,

январь,

февраль,

 март

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный.»), растений («дубовый», «березовый»), различным материала («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросе «Какой? Какая? Какое?», обращать внимание на

соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Закреплять навык согласования прилагателых с существительными в роде, числе.

Упражнять в составлении сначала двух, а затем и трех форм одних и тех же глаголов («лежи» -«лежит» — «лежу»).

Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».

Учить использовать предлоги «на,  под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

 

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).

Расширять навык построения разных типов пред­ложений.

Учить детей распространять предложения введе­нием в него однородных членов.

Учить составлять наиболее доступные конструк­ции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

 

Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие живот­ные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

 

Формирование произносительной стороны речи

Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индиви­дуальных занятиях первого периода.

Вызывать отсутствующие и корригировать иска­женно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на осно­ве четкого различения звуков по признакам: глу­хость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б'], [д], [д'],  [г], [г'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж], [р], [л'].

 

   

     III

Апрель,             май,                     июнь

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок,. Передающих различные оттенки действий («выехал» - «подъехал» - «въехал» - «съехал» и т.п.).

Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов, -ин, -ев, -ан, –ян).

Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»);

прилагательные с испотльзованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- - -оньк-.

Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» - «злой», «высокий» - «низкий» и т.п.).

Уточнять значение обобщающих слов.

 

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формировать навыки согласования прилагатель­ных

с существительными в роде, числе, падеже:

• с основой на твердый согласный («новый», «но­вая», «новое», «нового»);

• с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю».). Расширять значения предлогов: к употребление с да­тельным падежом,

от — с родительным падежом, с со — с винительным и творительным падежами.

Отрабатывать словосочетания с названными пред­логами в соответствующих падежах.

Учить составлять разные типы предложений:

• простые распространенные из 5 — 7 слов с пред­варительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противитель­ным союзом «или»;

• сложноподчиненные предложения с придаточны­ми предложениями причины (потому что), с до­полнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!...).

Учить преобразовывать предложения за счет изме­нения главного члена предложения, времени дейст­вия к моменту речи, залога («встретил брата» - «встретился с братом», «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» «ма­ла сварила суп»).

Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»).

Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

Развивать и усложнять навык передачи в речи по­следовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспи­тательнице, а карандаш взял себе»).

Закреплять навык составления рассказов по кар­тине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).

Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

 

Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транс­порт» (повторение всех ранее пройденных тем),

 

Формирование произносительной стороны речи

Учить использовать в самостоятельной речи зву­ки: [л], [с], [ш], [с] - [з], [р] - [л], [ы] - [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] —  [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л'], [т] — [т']), по месту образования ([с] — [ш]).

 

 

В итоге логопедической работы дети должны научиться

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно   передавать   слоговую   структуру   слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменышительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических   категорий   (существитель­ных, глаголов, наречий, прилагательных, местоиме­ний);

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

 

Категория: Документы | Добавил: school-internat№4
Просмотров: 815 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?