Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудесная мастерская» имеет техническую направленность.
Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства и моделирования.
Актуальность программы.
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами начального технического моделирования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность технического образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов технической направленности, формирующих у учащихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Общеобразовательная программа «Чудесная мастерская» раскрывает перед детьми данные возможности, поскольку позволяет плодотворно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, формировать их духовную культуру, а также создавать условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке используемого материала. Занятия практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные: развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка, фантазию; навыки работы с подручными материалами; приучают детей к терпению и упорству, умению доводить начатое дело до конца; формировать стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника, дарить счастье творчества и позволяет каждому ребенку ощутить себя мастером и творцом.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Отличительные особенности программы.
Программа построена строго последовательно, с учетом не только возрастных особенностей, но и степени освоения учебного материала. Ключом программы является то, что каждая предыдущая технология подготавливает учащихся к выполнению следующей. Программа составлена с учетом комплексного обучения, т.е. не замыкается на работе с каким-либо одним материалом или технологией. Программа дает возможность и перспективу продолжения последующего обучения в учебных заведениях города. Программа построена на следующих принципах: доступности, занимательности, системности, которые отражаются в содержании.
Новизна программы состоит в том, что программа развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Данная программа адресована для работы с детьми 7-11 лет.
Форма обучения – очная.
Образовательный процесс организован на базе МБОУ «НОШИ №4», в группах обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.
Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятие проводится в различных формах: комбинированное занятие, практическое занятие, занятие-игра, занятие-выставка. Формы организации деятельности обучающихся на занятии – фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития у учащихся технического творчества и первоначальных конструкторских умений.
Задачи программы:
обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию учащихся;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание обучающихся;
- воспитывать в обучающихся любовь к родной стране, ее природе и людям.